По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Администрации города Губкинский от 23.10.2015 N 2097 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Губкинский на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ГУБКИНСКОГО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2015 г. № 2097

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГУБКИНСКИЙ НА 2016 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

В соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Губкинский, утвержденным решением Городской Думы от 20 декабря 2007 года № 233, Администрация города Губкинского постановляет:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Губкинский на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губкинская неделя".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации города, начальника Департамента финансов и налоговой политики Гривник А.А.

Глава города
В.В.ЛЕБЕДЕВИЧ





Приложение

Утверждено
постановлением Администрации
города Губкинского
от 23 октября 2015 года № 2097

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД ГУБКИНСКИЙ НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2017 И 2018 ГОДОВ

1. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Губкинский на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов подготовлены в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Губкинский.
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Губкинский (далее - муниципальное образование) осуществлена на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанных Министерством финансов Российской Федерации, основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N№ 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 01 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указы), постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2015 № 912-П "Об основных направлениях налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 - 2018 годы", постановления Администрации города Губкинского от 29.03.2013 № 667 "Об утверждении Программы по повышению эффективности управления муниципальными финансами города Губкинского на 2013 - 2017 годы".
Целью разработки основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования является достижение сбалансированности и устойчивости бюджетной сферы города Губкинского, путем формирования единого подхода для устойчивого развития экономики города, основываясь на долгосрочной стратегии социально-экономического развития города с учетом текущей экономической ситуации, при условии повышения эффективности управления муниципальными финансами в среднесрочной перспективе, а также обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.

2. Итоги налоговой политики в 2013 - 2014 годах и основные
направления налоговой политики на 2016 - 2018 годы

В рамках составления проекта городского бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период, на основе федерального и регионального законодательства с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2015 - 2017 годы подготовлены основные направления налоговой политики муниципального образования на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Основными налогами, формирующими доходную часть бюджета города Губкинского, в течение последних лет являются налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, земельный налог. В 2014 году доходы от поступления этих налогов составили 77,4% всего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города.
В 2014 году в бюджет города поступило 567,3 млн. рублей налоговых платежей. По сравнению с предыдущим годом наблюдается снижение налоговых поступлений на 13%, в первую очередь за счет снижения поступлений по налогу на доходы физических лиц, что вызвано снижением норматива с 40% до 30%, зачисляемого в местный бюджет.
В целях развития предпринимательской инициативы в автономном округе и поддержки малого и среднего бизнеса, для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, установлена налоговая ставка в размере 0% в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах. Право на применение нулевой налоговой ставки действует до 01 января 2021 года.
В 2014 году был принят Закон автономного округа от 27 октября 2014 года № 83-ЗАО "Об установлении единой даты начала применения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", который позволил своевременно принять соответствующие решения о переходе к новому порядку исчисления налога в муниципальном образовании.
В текущем 2015 году в городе Губкинский действует новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Продолжена практика проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот по налогам, подлежащим зачислению в местный бюджет. В 2014 году получателями налоговых льгот по земельному налогу являлись органы местного самоуправления и муниципальные казенные учреждения. К этой категории относятся объекты местных администраций, аппараты культуры, образования, физкультуры, социальной службы, выполняющие социально значимые функции и предоставляющие соответствующие услуги гражданам, проживающим в городе. Бюджетная эффективность от предоставления налоговых льгот по этой категории проявляется в экономии бюджетных средств и сокращением встречных финансовых потоков. Эффективность предоставления налоговых льгот указанным категориям налогоплательщиков заключается в оптимизации расходов местного бюджета при одновременном снижении налоговой нагрузки для налогоплательщиков. Фактически сумма налоговых льгот является экономией расходов местного бюджета, которые необходимо было бы выделять на уплату налогов.
Оценка эффективности льгот по налогам, подлежащим зачислению в бюджет города, проводится в муниципальном образовании, начиная с 2010 года. Согласно проведенному анализу налоговых расходов городского бюджета в 2014 году удалось сэкономить в 15 раз больше по сравнению с 2010 годом в результате предоставления налоговых льгот. Рост показателя возник в результате постановки на баланс муниципалитета земель общего пользования (это парки, скверы, проезды и улицы). В результате высвобожденные бюджетные средства от предоставленных льгот были направлены на финансирование вопросов местного значения, на создание условий для развития социальных объектов, на укрепление их материальной базы.
Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия льгот, установленных федеральным законодательством и представительным органом местного самоуправления, к общему объему поступивших налоговых и неналоговых доходов за 2014 год составило всего лишь 1,54%.

Налоговые расходы местного бюджета в 2010 - 2014 годах по
видам налогов, тыс. рублей

Налог
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
Земельный налог
747
418
1463
4893
8885
юридическим лицам по федеральному законодательству


334
2343
2342
юридическим лицам по актам ОМСУ
747
418
1129
2550
6543
Налог на имущество физических лиц
0
0
376
933
2148
Итого
747
418
1839
5826
11033
В % к доходам (налоговым и неналоговым) бюджета
0,11
0,06
0,28
0,8
1,54

При формировании доходов городского бюджета будут учтены одобренные Правительством Российской Федерации изменения в области налоговой политики в среднесрочной перспективе, непосредственно влияющие на размер доходов городского бюджета.
В условиях замедлившегося экономического роста перед налоговой системой, помимо традиционной задачи обеспечения доходной части бюджета, стоит задача активного использования налоговых стимулов для ускорения экономического роста. В 2016 - 2018 годах налоговая политика муниципального образования будет реализовываться по следующим направлениям:
1. Стимулирование инвестиционной деятельности.
Приоритетами налоговой политики в среднесрочной перспективе остаются поддержка инвестиционной и инновационной деятельности организаций города, расширение производства новых товаров, работ, услуг, обеспечение технологического обновления и модернизации производств, повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике, создание условий для повышения качества жизни граждан, проживающих в нашем городе.
Росту собственной налоговой базы муниципального образования будет способствовать создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, включая использование механизмов государственно-частного партнерства и финансирование проектов за счет регионального инвестиционного фонда. Факторами для повышения финансовой самостоятельности городского бюджета также являются наращивание объемов производства новых товаров, работ, услуг и стимулирование спроса на них, увеличение количества рабочих мест, мобилизация налогового потенциала от существующих объектов налогообложения.
2. Налогообложение малого и среднего предпринимательства.
В среднесрочной перспективе будет продолжено содействие дальнейшему развитию субъектов малого и среднего предпринимательства с целью их вовлечения в развитие экономики и увеличения налоговых поступлений в бюджет города.
В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, направленные на снижение налоговой нагрузки на экономические субъекты, применяющие специальные налоговые режимы, в том числе путем возможности установления пониженных налоговых ставок, предоставления "налоговых каникул".
3. Налогообложение имущества физических лиц.
С 01 января 2015 года в Ямало-Ненецком автономном округе имущество физических лиц облагается исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. В целях формирования актуальной налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу необходимо продолжить проводимую совместно с налоговыми и регистрирующими органами работу по полноте учета объектов недвижимого имущества.
В предстоящем бюджетном периоде необходимо продолжить работу по повышению эффективности использования муниципального имущества.
4. Налогообложение доходов физических лиц.
Главой 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2016 года субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения доходов от продажи объектов недвижимого имущества в целях исчисления налога на доходы физических лиц.
В среднесрочной перспективе в автономном округе не предполагается снижение минимального срока владения объектом недвижимого имущества и размера понижающего коэффициента.
5. Поддержка отдельных отраслей экономики.
По-прежнему актуальна проблема оказания муниципальной поддержки производств, имеющих приоритетное значение для развития города. Налоговые льготы, установленные для этих категорий налогоплательщиков, должны быть сохранены.
6. Оптимизация налоговых льгот.
В 2016 - 2018 годах будет продолжена практика проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных (планируемых к предоставлению) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Новые налоговые льготы необходимо устанавливать на ограниченный период времени, а решения об их пролонгации следует принимать с учетом результатов анализа их эффективности. Кроме того, принятие новой льготы должно сопровождаться определением "источника" для такого решения, в том числе за счет отмены неэффективных льгот.
При этом льготы, установленные нормативно-правовыми актами муниципального образования, имеют высокую экономическую, бюджетную или социальную эффективность и направлены на оказание муниципальной поддержки отдельным категориям налогоплательщиков, диверсификацию экономики города.
Принятие решения о предоставлении новых налоговых льгот должно также основываться на предварительной оценке их бюджетной эффективности.
Особое внимание необходимо уделить повышению качества администрирования доходов, а также проведению своевременной претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществлению мер принудительного взыскания.
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования в 2016 - 2018 годах будет происходить в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основе законодательно утвержденных методик распределения средств из фондов финансовой поддержки городских округов в автономном округе.

3. Итоги бюджетной политики в 2014 году и в первой половине
2015 года и основные направления бюджетной политики
на 2016 - 2018 годы

Первостепенной задачей, стоящей перед органами местного самоуправления при реализации бюджетной политики в 2014 году на среднесрочную перспективу, являлась увязка бюджетного планирования с задачами социально-экономического развития города Губкинский.
В 2014 году был осуществлен полный переход на планирование и исполнение городского бюджета в структуре муниципальных программ. По результатам исполнения бюджета города за 2014 год данный показатель составил свыше 99,4% от общих расходов.
В 2015 году в муниципальном образовании действует 20 муниципальных программ на общую сумму более 2843,8 млн. рублей, или 99,1% общих расходов городского бюджета. Муниципальными программами охвачены все отрасли муниципального управления.
За отчетный период, при реализации бюджетной политики, основное внимание уделялось сохранению, а в некоторых случаях увеличению объемов финансового обеспечения социально значимых обязательств. Так, полностью исполнены публичные нормативные обязательства.
За период 2014 года и первой половины 2015 года реализованы мероприятия по достижению целевых показателей "Дорожных карт", направленных на повышение уровня оплаты труда ряда категорий работников учреждений бюджетной сферы, в соответствии с графиком поэтапного повышения средней заработной платы в рамках реализации Указов.
С целью организации работы всех муниципальных структур по повышению эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития города, в муниципальном образовании исполняется Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами на 2013 - 2017 годы (далее - Программа), утвержденная постановлением Администрации города от 29.03.2013 № 667. План реализации мероприятий Программы утверждается ежегодно, Коллегия Администрации города рассматривает результаты выполнения Плана за полугодие и год.
В результате реализации мер по оптимизации бюджетных расходов в соответствии с распоряжением Администрации города от 18.02.2015 № 48-р "О мерах по сокращению расходов местного бюджета в 2015 году" обеспечено сокращение расходов в размере до 20% от объема бюджетных ассигнований на денежное вознаграждение (денежное содержание) и иные виды поощрения (иные выплаты материального поощрения) лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы, а также заработная плата и (или) иные дополнительные выплаты лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления.
С целью оптимизации деятельности бюджетной сети муниципальных учреждений с 1 января 2015 года МБУ ДО ДЮСШ "Олимп" было передано из подведомства МУ "Управление образования" в подведомство МУ "Управление по физической культуре и спорту", создано МКУ "Городской центр информационных технологий "Цитадель" путем изменения типа существующего учреждения, слиянием МБУ "Олимп" и МБУ "Факел" образовано МБУ "Центральная клубная система г. Губкинского".
В целях проведения грамотной и взвешенной бюджетной политики, повышения ответственности главных распорядителей средств местного бюджета, их стимулирования при осуществлении бюджетного процесса, с 1 января 2010 года проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств городского бюджета. Данный мониторинг создает условия и определяет направления по повышению качества управления финансами на стадиях планирования, исполнения бюджета и формирования отчетности. В соответствии с проведенным анализом и оценкой совокупности процессов и процедур, обеспечивающих результативность использования бюджетных средств, был составлен рейтинг уровня качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. По результатам оценки можно признать качество финансового менеджмента удовлетворительным. Средняя оценка качества финансового менеджмента по всем главным распорядителям бюджетных средств равна 3,64 балла.
Для реализации направлений развития финансового контроля сформирована нормативная база, отвечающая требованиям изменений бюджетного законодательства. Так, одной из задач в области финансового контроля является проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Утвержденный план работы по осуществлению финансового контроля в отношении объектов контроля на 2014 год и первое полугодие 2015 года исполнен.
Осуществляется контроль за полнотой и достоверностью отчетности по реализации муниципальных программ с применением мер ответственности в случаях предоставления заведомо неполной и недостоверной отчетности.
Принципиально новыми полномочиями наделен финансовый орган в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по осуществлению финансового контроля на всех стадиях закупочного цикла, от планирования закупок до использования результатов. В этих целях организовано проведение мониторинга закупок на стадии определения поставщика, размещаемых на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет, проводятся камеральные проверки по определению начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиками.
Впервые по итогам проведенных проверок за нарушение бюджетного законодательства "Департаментом финансов г. Губкинского" выносятся представления и предписания, должностные лица главных распорядителей бюджетных средств привлекаются к административной ответственности. Применение мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства повысило ответственность должностных лиц.
В 2014 году получила свое дальнейшее развитие работа по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса, главной целью которой является повышение информационной открытости и понятности действий органов местного самоуправления, предоставление жителям города открытых данных для реализации эффективной системы общественного контроля за расходованием бюджетных средств.
Бюджет города на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, а также отчет об исполнении бюджета за 2014 год разработаны и опубликованы в сети Интернет в формате "Бюджет для граждан".
При его разработке особое внимание было уделено доведению до граждан информации в понятной, доступной форме с применением многообразных способов визуализации для различной целевой аудитории населения, которая включает в себя информацию о всех стадиях бюджетного процесса, разбивку в разрезе муниципальных программ, важных социальных направлениях расходования средств.
В целом стоит отметить, что несмотря на имеющиеся сложности при реализации бюджетной политики в прошедшем периоде городу удалось достичь положительных показателей, характеризующих динамику развития финансовой сферы деятельности органов местного самоуправления.
В городе проведена работа по автоматизации бюджетного процесса, в части ведения реестра расходных обязательств и подготовки проекта бюджета в автоматизированной системе "Бюджетирование, ориентированное на результат".
Бюджетно-финансовая система в муниципальном образовании характеризуется низким уровнем автономности (данные приведены в таблице), развивается в условиях существенных изменений федерального законодательства и сложной экономической ситуации. Несколько лет подряд удается сохранить стабильность исполнения расходных обязательств, при отсутствии муниципального долга и кредиторской задолженности.

Основные показатели, характеризующие состояние системы
управления муниципальными финансами

№ п./п.
Наименование (описание показателей результатов)
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год - оценка
1.
Объем муниципального внутреннего долга по состоянию на конец отчетного периода, тыс. рублей
0
0
0
0
0
2.
Доля просроченной кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода в общем объеме расходов бюджета, %
0
0
0
0
0
3.
Уровень финансовой зависимости бюджета, % от доходов бюджета
76,4
78,5
78,5
77,2
79,2
4.
Доля расходов бюджета, формируемых в рамках муниципальных программ, %
92
94,6
92
99,4
>99

Современная система управления муниципальными финансами и муниципальным долгом города Губкинский сложилась в результате серьезной работы по совершенствованию бюджетного процесса.
В течение пяти лет муниципальное образование по итогам окружного мониторинга и оценки качества организации бюджетного процесса признается победителем и награждается специальным грантом на проведение дальнейших мероприятий.
Бюджетная политика муниципального образования на предстоящий трехлетний период будет реализовываться в условиях замедления темпов роста экономики, увеличения рисков, связанных с возможными кризисными явлениями в экономике, вызванных усилением геополитической напряженности.
Всем участникам бюджетного процесса необходимо сконцентрировать усилия на реализации следующих основных направлений бюджетной политики:
- обеспечение устойчивости функционирования бюджетной сферы при сбалансированном распределении бюджетных ресурсов;
- приведения уровня бюджетных расходов в соответствие с новыми реалиями, путем ограничения темпов роста расходов, особенно направленных на текущее потребление;
- повышение эффективности и результативности программно-целевого управления и бюджетирования;
- повышение качества предоставления муниципальных услуг;
- оптимизация расходов, связанных с муниципальным управлением;
- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
- развитие внутреннего финансового контроля на ведомственном уровне;
- поддержка инвестиционных проектов, обеспечивающих наибольший вклад в достижение целей экономического развития города;
- обеспечение высокого качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;
- обеспечения эффективности муниципальных финансов путем построения целостной системы открытости деятельности органов местного самоуправления на базе системы "Электронный бюджет";
- обеспечения прозрачности и открытости муниципальных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете за счет вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, развитие общественного контроля.
Бюджетная политика города на предстоящий трехлетний период сохраняет преемственность целей и задач, определенных прошедшим бюджетным циклом, с учетом изменений, сложившихся в экономике.
Первостепенной целью бюджетного планирования является достижения сбалансированности местного бюджета. Приоритетом, как и прежде, будет являться безусловное выполнение принятых расходных обязательств, при этом в первоочередном порядке бюджетными ассигнованиями будут обеспечены социально значимые расходы.
В целях снижения риска нарушения баланса местного бюджета необходимо добиться ограничения роста бюджетных расходов. Следует применить правило: принятие новых расходных обязательств либо увеличение действующих расходных обязательств должно быть подкреплено соответствующим источником финансирования. В этой связи принято решение не индексировать расходы городского бюджета, провести инвентаризацию расходных обязательств, оценить их эффективность и сформировать бюджет на уровне, не превышающем 2015 год.
Применение практики выстраивания приоритетов в осуществлении бюджетного планирования на предстоящий трехлетний период будет продолжено. Учитывая, что более 99% всех расходов бюджета города осуществляются через систему муниципальных программ, все принимаемые расходные обязательства будут проходить процедуру оценки их эффективности и степени приоритетности в зависимости от приоритетных задач социально-экономического развития муниципального образования.
Одним из ключевых направлений бюджетной политики муниципального образования на трехлетний период будет сдерживание роста расходов, связанных с текущим обеспечением бюджетного сектора. Необходимо обеспечить сбалансированное распределение имеющихся бюджетных ресурсов между текущими расходами и расходами на развитие.
Таким образом, на предстоящий период главным распорядителям средств бюджета необходимо исключить принятие расходных обязательств текущего потребления, которые повлекут увеличение расходов городского бюджета. В этой связи устанавливается правило - все вновь вводимые обязательства, а также увеличение существующих обязательств, за исключением расходов инвестиционной направленности, будут учитываться только при условии оптимизации имеющихся расходов в рамках соответствующей муниципальной программы.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов, поиска баланса между задачами по социально-экономическому развитию территории и сокращением возможностей обеспечить решения этих задач за счет бюджетных инструментов, задача повышения эффективности бюджетных расходов становится первостепенной.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В борьбе за эффективное использование бюджетных средств требуется смещение акцента на оценку обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов в рамках муниципальных программ.
В свою очередь, бюджетное планирование в дальнейшем будет зависеть исключительно от оценки эффективности реализации соответствующей муниципальной программы. Неэффективные программы будут сокращены или реализация отдельных подпрограмм или мероприятий будет прекращена.
Вместе с тем ответственным исполнителям муниципальных программ необходимо проработать вопрос о включении в ресурсное обеспечение муниципальных программ иных источников финансирования, не являющихся средствами местного бюджета.
Важным направлением развития программного бюджетирования является система отчетности и оценки эффективности муниципальных программ. Действующая отчетность по муниципальным программам имеет ряд существенных недостатков, а именно:
- не в полной мере отражает оценку эффективности бюджетных расходов, направляемых на их реализацию;
- оценка эффективности проводится самим ответственным исполнителем муниципальной программы, что не позволяет в полной мере оценить эффективность реализации программы, поскольку она является субъективной;
- результаты оценки эффективности муниципальных программ слабо используются при их корректировке и в бюджетном планировании.
В предстоящем бюджетном цикле одним из основных направлений бюджетной политики муниципального образования, которое оказывает непосредственное влияние на каждого жителя города, является повышение качества предоставления муниципальных услуг. Это направление, учитывая наличие достаточно большого круга имеющихся проблем, требует системного подхода к его совершенствованию.
К числу основных проблем бюджетного сектора можно отнести недостаточное качество муниципальных услуг; большой объем бюджетных расходов; слабую экономическую самостоятельность учреждений; отсутствие конкуренции в предоставлении услуг. Для решения данных проблем нужно создать механизмы и стимулы для рационального и экономного использования бюджетных средств, в том числе за счет оптимизации структуры бюджетной сети, снижения количества казенных учреждений, финансирование которых осуществляется вне муниципального задания.
В целях развития конкуренции при размещении муниципальных заданий на конкурсной основе субъектам бюджетного планирования следует рассмотреть вопрос возможности участия в них негосударственных организаций. Нужно исключить все имеющиеся препятствия к доступу негосударственных организаций к оказанию населению муниципальных услуг. Рост конкуренции позволит не только обеспечить экономное и рациональное использование бюджетных средств, но и создаст стимулы для повышения качества этих услуг.
В плановом периоде будет продолжена работа по переходу и внедрению механизма "эффективного контракта". Повышение оплаты труда должно быть обусловлено кардинальным повышением эффективности оказания муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от качества оказываемых муниципальных услуг. При этом в отношении каждого работника уточняются и конкретизируются его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, устанавливается размер стимулирующих выплат за их выполнение, условия осуществления выплат стимулирующего и компенсационного характера излагаются в форме, понятной работнику учреждения и работодателю и исключающей неоднозначное толкование этих условий.
В целях повышения эффективности использования средств бюджета в сфере муниципального управления, необходимо провести мероприятия по оптимизации состава и полномочий органов местного самоуправления, централизации учетных процедур, за счет определения необходимых и устранения избыточных функций, а также сокращения дублирования функций и полномочий, что позволит сконцентрировать средства городского бюджета на приоритетных направлениях, повысить результативность, адресность и целевой характер в использовании бюджетных средств. При этом следует постоянно контролировать оптимальный состав функций органов местного самоуправления.
Кроме того, актуальным становится внедрение показателей оценки эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих, направленное на повышение заинтересованности в результатах и качестве работы.
Оптимизация бюджетных расходов на содержание управленческого аппарата предполагает внедрение механизмов, сдерживающих увеличение численности муниципальных служащих.
Повышение эффективности расходов городского бюджета невозможно без дальнейшего совершенствования системы организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. Следует создать условия для обеспечения системного подхода при планировании закупок и их осуществлении, исходя из необходимости реализации мероприятий, направленных для достижения конкретных целей.
В плановом периоде на первый план выходят вопросы повышения качества управления муниципальными финансами.
Одним из направлений повышения эффективности бюджетных расходов является улучшение качества работы контрольных органов.
Введенная в текущем финансовом году система наказания за нарушение бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, усилила ответственность должностных лиц. По результатам проводимых контрольных мероприятий выдаются представления и предписания, должностные лица привлекаются к административной ответственности, что также способствует повышению эффективности расходования бюджетных средств. При реализации результатов проверок в дальнейшем необходимо в полной мере применять наказания за бюджетные нарушения.
В настоящее время отсутствие обоснования планируемых и осуществляемых закупок приводит к закупке товаров, которые обладают избыточными потребительскими свойствами. Впервые заказчики начнут формировать планы закупок, начиная с бюджетного цикла на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
В дальнейшем, при осуществлении контроля за соблюдением требований к обоснованию закупок, в случае признания планируемой закупки необоснованной, будут выдаваться предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, что позволит привлечь к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реализация полномочия по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ в конечном итоге должна обеспечить получение оценки результатов программно-ориентированного бюджетирования в целом и на уровне каждой программы. Такой подход позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений.
Контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении муниципальных заданий будет способствовать выполнению муниципального задания в соответствии с целями и в полном объеме, проводимый анализ учредителями по предоставленной отчетности позволит своевременно скорректировать показатели муниципального задания и объем субсидии.
Эффективная работа современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита позволит обеспечить более полный, своевременный (прежде всего, предварительный) контроль внутренних бюджетных процедур, что существенно улучшит финансовую дисциплину ведомств.
Развитие системы муниципального финансового контроля будет обеспечиваться путем:
- совершенствования системы внутреннего муниципального финансового контроля;
- совершенствование методов финансового контроля;
- переориентации муниципального финансового контроля на контроль над соблюдением участниками бюджетного процесса и их должностными лицами требований бюджетного законодательства;
- координации планов контрольной деятельности органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля;
- усиления контроля над эффективностью использования бюджетных средств, муниципального имущества, достоверностью отчетности о результатах реализации муниципальных программ, выполнения муниципальных заданий;
- своевременного выявления допущенных нарушений, достаточной обоснованности выводов по итогам контрольных мероприятий;
- применения исчерпывающих мер бюджетной и административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Важнейшей задачей предстоящего периода является поддержка инвестиционных проектов, обеспечивающих наибольший вклад в достижение целей экономического развития муниципального образования. При этом капитальные вложения в объекты социальной инфраструктуры останутся важнейшим направлением инвестиционной политики города.
С учетом ограниченности бюджетных ресурсов, при реализации инвестиционных проектов предстоит использовать все возможные источники их реализации, в том числе стимулировать частных инвесторов к осуществлению капитальных вложений - за счет привлечения их финансовых ресурсов на основе механизмов государственно-частного партнерства.
Организация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. Данное направление бюджетной политики должно стать процессом, встроенным в деятельность каждого главного распорядителя средств бюджета и охватывать все элементы бюджетного процесса: составление и исполнение бюджета во взаимосвязи с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый контроль и аудит.
Финансовый менеджмент главных распорядителей бюджетных средств послужит принятию эффективных управленческих решений о распределении средств, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых на мероприятия, осуществляемые структурными подразделениями главных распорядителей бюджетных средств, а также на оказание муниципальных услуг.
В связи с этим в среднесрочной перспективе будет модернизирована система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, для использования ее результатов при оценке деятельности исполнительных органов Администрации города. На основании результатов итоговой оценки качества финансового менеджмента будут разрабатываться рекомендации, направленные на повышение качества финансового управления, обязательные для исполнения.
Развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента будет направлено не только на дополнение и уточнение системы количественных показателей, характеризующих степень отлаженности бюджетных процедур, механизмов внутреннего финансового контроля, состояние бюджетной дисциплины, но и на обязательный учет показателей, характеризующих результативность бюджетных расходов в отчетном периоде.
Совершенствование финансового менеджмента в предстоящем бюджетном цикле будет включать в себя:
- доработку методики проводимого мониторинга с учетом новаций в системе управления муниципальными финансами, в том числе в целях повышения эффективности бюджетных расходов;
- формирование по результатам оценки сводного рейтинга главных распорядителей бюджетных средств, в разбивке по степени качества управления с последующей публикацией результатов в сети Интернет.
Повышение эффективности бюджетных расходов невозможно без создания механизмов открытости бюджетного процесса. Одним из инструментов в данном направлении является реализуемая во всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Как составная часть электронной модели государственного управления, система "Электронный бюджет" нацелена на реализацию следующих задач:
- повышение качества и эффективности муниципального управления, включая управление бюджетными средствами;
- обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления, включая сам процесс этой деятельности, а не только публикацию отчетов;
- создание современных технологических решений, позволяющих гибко настраивать все бизнес-процессы и обеспечивающих возможность коллективной работы пользователей.
Основной задачей, стоящей перед городом по данному направлению бюджетной политики, является полноценное включение в систему "Электронный бюджет".
Одним из направлений работы в системе "Электронный бюджет" является формирование реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее - Сводный реестр). С 1 января 2016 года участники бюджетного процесса будут вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, только при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в Сводный реестр. В этой связи финансовый орган муниципального образования не позднее 1 января 2016 года должен обеспечить включение информации и документов в Сводный реестр.
В среднесрочной перспективе главным распорядителям средств бюджета необходимо быть готовым к дальнейшему развитию информационной системы "Электронный бюджет" по таким направлениям, как:
- ведению бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств;
- формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (работ);
- осуществление обмена различной информацией в электронном виде с использованием электронной подписи по вопросам предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов;
- информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок.
Результатом интеграции бюджетной системы города в общероссийскую единую информационную систему "Электронный бюджет" будет наличие достоверной и открытой информации о муниципальном бюджете и осуществляемом бюджетном процессе.
Еще одним инструментом реализации принципа прозрачности и открытости бюджета и обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджетном процессе в муниципальном образовании является подготовка "Бюджета для граждан" с расширением спектра освещаемой в ней информации. Данные материалы позволят гражданам ознакомиться с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований муниципального образования. По результатам ознакомления с материалами граждане смогут самостоятельно сделать выводы об эффективности расходования бюджетных средств. Информация о состоянии общественных финансов будет предоставлена различным группам пользователей в удобной и доступной форме.
Реализация всего комплекса мероприятий основных направлений бюджетной политики должна позволить функционировать бюджетному сектору экономики без существенных стрессов, стимулировать к активизации деятельности частных инвесторов.
Сформированный на основе вышеизложенных направлений бюджетной политики проект городского бюджета будет сбалансированным и позволит обеспечить устойчивость бюджетной системы муниципального образования.


------------------------------------------------------------------