По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Городской Думы города Муравленко от 19.02.2015 N 697 "О состоянии и перспективах развития системы образования в городе Муравленко в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"



ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА МУРАВЛЕНКО

РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. № 697

О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В ГОРОДЕ МУРАВЛЕНКО В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА № 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Заслушав и обсудив информацию о состоянии и перспективах развития системы образования в городе Муравленко в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", представленную Управлением образования города Муравленко, на основании статьи 25 Устава муниципального образования город Муравленко Городская Дума города Муравленко решила:
1. Информацию о состоянии и перспективах развития системы образования в городе Муравленко в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принять к сведению, согласно приложению.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Городской Думы
города Муравленко
В.Н.МИННИБАЕВ
19 февраля 2015 г.





Приложение
к решению Городской Думы
города Муравленко
от 19 февраля 2015 года № 697

О СОСТОЯНИИ
И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ
МУРАВЛЕНКО В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Мероприятия, проводимые в системе образования города, направлены на реализацию Закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и регионального Закона "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" (55-ЗАО), решение задач программ развития образования, реализацию положений Указов Президента Российской Федерации, Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, региональной системы выявления, поддержки и развития одаренных и талантливых детей, Концепции математического образования.
В 2013 - 2014 учебном году в школах города на уровне начального общего образования обучались 1676 младших школьников в 75 классах-комплектах. Средняя наполняемость общеобразовательных классов составила 24,1 человека (2012 - 2013 - 24,5).
Для 75 детей с ограниченными возможностями здоровья организовано обучение в классах специального (коррекционного) обучения YII и YIII видов и индивидуальное обучение по программам YIII вида.
Младшим школьникам предоставлена возможность обучаться по различным образовательным системам: развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, традиционного обучения "Школа-2100", "Школа России", "Начальная школа 21 века", что обосновано современными требованиями к содержанию, технологиям и видам деятельности в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
На уровне основного общего образования 1978 подростков в 94 классах-комплектах. Наполняемость классов в основной школе стабильна - 25,4 человека, что превышает нормативные требования. Для детей с ограниченными возможностями здоровья также организовано обучение в классах специального (коррекционного) обучения YII, YIII видов (24 класса). Подросткам предоставлена возможность обучаться по вариативным системам обучения (Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, "Школа 2100"). Организованы предпрофильное обучение и предпрофильная подготовка на базе Учебного центра в 24 группах, а также за счет части образовательных программ, сформированной участниками образовательного процесса (элективные курсы, учебные курсы по выбору и др.).
На уровне среднего общего образования в 23 классах-комплектах обучались 511 старшеклассников. Наполняемость классов в Многопрофильном лицее составила 24,29 человек. На основании запросов родителей и старшеклассников в лицее действовали классы с углубленным изучением предметов (3), профильным обучением (8), с индивидуальным учебным планом (5) и универсальный класс (1). Это позволило организовать образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников (поточные лекции, практические семинарские занятия, модули обучения, социальные практики).
В Школе № 4 продолжили получать образование в классе специального (коррекционного) обучения YIII вида 3 ученика с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, 2,5% старшеклассников обучались по индивидуальным учебным планам, 39% охвачены сетевыми курсами и программами дополнительного образования на базе Центра технического творчества и Учебного центра, 14,6% лицеистов воспользовались возможностью дистанционного обучения, 49% с целью повышения уровня компетенций использовали технологию исследования. Увеличилась на 14% и составила 49% доля лицеистов, прошедших социальные практики на базе градообразующих предприятий города.
По итогам года прошли государственную итоговую аттестацию и получили аттестат об основном общем образовании - 456 выпускников 9-х классов (2013 год - 100%, 2012 год - 100%, 2011 год - 99,8%). При этом аттестаты об основном общем образовании с отличием получили 13 выпускников, что соответствует показателям прошлого года (2013 год - 2,8%). Свидетельство об обучении в специальном коррекционном классе 8 вида получили 6 выпускников. Два выпускника получили документ об обучении (справки).
В 2013 - 2014 учебном году старшую школу завершили и получили аттестаты о среднем общем образовании 202 выпускника лицея и 43 выпускника вечерней школы, что составляет 100% от общего количества сдававших выпускников (в 2013 г. - 99,6%, в 2012 г. - 98,9%, в 2011 г. - 97,6%). Награждены медалью "За особые успехи в учении" 10 выпускников лицея и 4 выпускника вечерней школы (в 2013 г. - 16 выпускников лицея, в 2012 г. - 13 выпускников лицея, в 2011 г. - 8 выпускников лицея). Похвальными грамотами "За особые успехи в изучении отдельных предметов" - 17 лицеистов (в 2013 г. - 20, в 2012 г. - 33, в 2011 г. - 19).
Доля выпускников школ, обучавшихся по программам НПО и получивших квалификационное удостоверение, 94% (в 2013 г. - 95,5%).
В системе образования города Муравленко действуют три учреждения дополнительного образования: Центр детского творчества, Центр технического творчества, Учебный центр. Более 70% детей в возрасте от 6 до 18 лет (2929 чел.) получают дополнительное образование в объединениях различной направленности: творческой, спортивной, социально-педагогической, технической, экологической.
Основная задача педагогических коллективов - создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Важно то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, дети оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в команде, учитывая интересы других.
В последние годы активно развивается техническое направление. В 2014 году 100% образовательных организаций города стали участниками консорциума "Технопарк". Открытием 2013 года стала дистанционная школа "Юный техник", деятельность которой организована в Центре технического творчества на средства гранта, полученного в рамках окружного конкурса инновационных проектов. В 2013 - 2014 году в вебинарах дистанционной школы приняли участие 17 педагогов и более 170 учащихся из семи образовательных организаций г. Муравленко и десяти образовательных организаций других территорий Ямало-Ненецкого автономного округа (гг. Ноябрьск, Губкинский, Надым, Салехард, Новый Уренгой, Аксарка).
Школьники, посещающие объединения экологического, социально-педагогического направлений, стали активными организаторами профильных смен в летних пришкольных оздоровительных лагерях: действовали отряды - экологический, юных помощников ГИБДД. Вожатский отряд выступил координатором всех массовых городских мероприятий и акций. Ребята, выбравшие объединения творческого, технического и спортивного направлений, показали результаты в различных конкурсах и конференциях городского, окружного и всероссийского уровней.
В 2013 - 2014 году более 1 200 обучающихся стали участниками международных, окружных, городских конкурсов различной направленности, более 400 из них - победителями и призерами.
27 учащихся 1 - 11 классов продемонстрировали собственные проекты и разработки в традиционном городском конкурсе изобретателей и рационализаторов "От замысла к воплощению", активное участие в котором приняли 9 команд дошкольников (8 дипломов). Результативными стали выступления в окружном конкурсе рисунков в стиле компьютерной графики на тему безопасности жизнедеятельности, городском турнире по робототехнике "Робо-2013" (5 дипломов), региональных отборочных соревнованиях по робототехнике в г. Ноябрьск (10 дипломов), окружном конкурсе на лучший социальный видеоролик в сфере безопасности дорожного движения "За жизнь на дорогах" (3 место), окружном виртуальном конкурсе творческих работ "Ожившая сказка Романа Ругина", городском конкурсе социальных, профилактических и творческих проектов.
В соответствии с новым Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (ФЗ 273 "Об образовании в РФ") дошкольное образование является уровнем общего образования.
В городе действуют 10 детских садов, которые посещают 2000 воспитанников. Создание условий для современного качественного дошкольного образования - задача, которую решают педагогические коллективы детских садов города. Ведется подготовка к введению нового стандарта дошкольного образования, разрабатываются основные образовательные программы, направленные на развитие воображения, мышления и речи, внимания, памяти ребенка, на его умение играть, контактировать со сверстниками и взрослыми, на достижение уровня развития дошкольников необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Одна из основных задач ФГОС является создание предметно-развивающей среды, соответствующей возрастным особенностям и отвечающей индивидуальным потребностями каждого ребенка. В детских садах появились интерактивные смарт-столы, лего-конструкторы, необходимые для организации продуктивной деятельности дошкольников, проведения первых проб элементарных практических исследований и экспериментов.
Особое место в создании условий занимает повышение уровня компетентности педагогов. 30% педагогов и представителей администраций детских садов прошли курсы повышения квалификации по теме: "Комплексное развитие детей в условиях вариативности дошкольного образования. Обновление содержания дошкольного образования в контексте ФГОС ДО". Путем организации деятельности сетевых методических площадок создана среда непрерывного образования педагогов. Итоговым продуктом работы городских площадок стал инновационный проект "Модель муниципального координационного методического центра сопровождения реализации ФГОС ДО в дошкольных образовательных организациях города Муравленко", который стал участником окружного конкурса на получение грантов.
Для повышения уровня доступности дошкольного образования в 2013 - 2014 учебном году организованы дополнительные места в детских садах "Дельфин" и "Снежинка", проведена реконструкция двух изостудий, перепрофилирована логопедическая группа в детском саду "Снежинка". Охват детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 95,4%. Очередность на получение места в детские сады составляет около 36% от количества детей (от 0 до 7 лет), проживающих на территории города.
Дополнительно организованы условия для деятельности трех общеразвивающих групп, которые посещают 86 детей 3 - 4-х лет. Очередь на получение места в детские сады данной возрастной категории сократилась на 50%. Открытие с сентября 2014 года детского сада "Непоседы" на 300 мест позволило решить проблему очередности для детей в возрасте от 3 до 5 лет.
В целях расширения спектра услуг дошкольного образования, обеспечения ранней социализации детей и успешной адаптации к поступлению в детский сад в 2013 - 2014 учебном году функционировали 8 групп кратковременного пребывания и Центр игровой поддержки для 92 детей (от 1 года до 7 лет), не посещающих детские сады. Специальные условия создаются для детей с ограниченными возможностями здоровья. Группу "Особый ребенок" в детском саду "Дельфин" посещают 10 детей-инвалидов. В дошкольных образовательных организациях города продолжена работа 9 консультативных пунктов для родителей - жителей микрорайонов, дети которых не посещают детский сад. В течение года пользовались спросом консультации педагогов, учителя-логопеда, социального педагога, педагога-психолога, музыкального руководителя. Продолжена реализация проекта Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению ежемесячной компенсационной выплаты родителям ребенка, не посещающего детский сад, с января 2014 года родителям (законным представителям) детей в возрасте от 1,5 до 5 лет перечислено 9 107 600 рублей.
В 2014 году начато строительство объекта "Начальная школа - детский сад" (на 200 и 120 мест) в микрорайоне № 11, что полностью удовлетворит потребность горожан на получение мест в детских садах.
В настоящее время все более усиливается направленность системы образования на развитие личностных и профессиональных компетенций каждого человека в соответствии с его особенностями и возможностями. На уровне среднего общего образования реализация образовательных потребностей учащихся и родителей возможна только за счет создания определенных условий через дифференциацию содержания основного и дополнительного образования, включения в обучение рефлексивных, информационных, дискуссионных, проектных, поисковых, исследовательских технологий и форматов организации образовательного процесса, использование в содержании обучения практико-ориентированных заданий.
С целью поэтапного перехода на образование нового формата в 2013 - 2014 учебном году в образовательных учреждениях города продолжена реализация федеральных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. С 2014 - 2015 учебного года переведены на новые стандарты 100% первых вторых, третьих и четвертых классов. В пилотном режиме с 1 сентября 2014 года продолжена реализация современных образовательных стандартов в 33% седьмых, 54% шестых, 100% пятых классов 100% учреждений, имеющих программы основного общего образования. Всего с 1 сентября 2014 года по новым федеральным стандартам обучаются 60% учащихся (40,7% в прошлом году) общеобразовательных школ, реализующих ФГОС.
Задачи по введению ФГОС в основной школе решались путем реализации разработанных основных образовательных программ основного общего образования, развития образовательной среды подростковой школы. Программы послужили четким ориентиром для определения стратегии и тактики педагогических коллективов школ, а также организации опытно-экспериментальной работы, позволяющих апробировать и зафиксировать необходимые изменения в рабочей программе, структуре урока, системе оценивания, обустройстве класса в соответствии с Концепцией школ ступеней.
В течение учебного года продолжилась работа по апробации и внедрению экспертных форм оценивания образовательных результатов. Вопрос результатов обучения рассматривался на открытых заседаниях Координационного совета в педагогических коллективах школ города в конце учебного года, где традиционно были подведены итоги реализации ФГОС в третьих и пилотных пятых, шестых классах.
Экспертно отмечено, что основными изменениями в действиях третьеклассников стали умение определять цель деятельности самостоятельно или с помощью учителя, извлекать необходимую информацию из разных текстов и диаграмм, работать в программах Word, Power Point, задавать "умные" вопросы, презентовать свои достижения, предлагать свои способы и места для представления результатов самостоятельной деятельности.
Основным изменением в учебном процессе начальной школы стало появление мест для самостоятельного действия ученика: Практического дня - формы организации учебного процесса, индивидуальных предметных маршрутов, где создаются условия для развития самоанализа и самооценки ребенка, нетрадиционных форм домашних заданий (дифференцированные, поисковые, проектные), проектной внеурочной деятельности.
Итоги пилотного введения ФГОС в пятых и шестых классах были подведены посредством посещения уроков и рефлексивного обсуждения их результатов с различных позиций - учителя, управленца, родителя. Основными элементами, позволившими изменить содержание учебной деятельности подростков в основной школе в соответствии с ФГОС, названы Уроки свободного выбора (школа № 1), метапредметный курс "Я - исследователь" (школа № 2), курс социального проектирования (школа № 3), образовательные события (школа № 4). В качестве новых действий, освоенных пятиклассниками и шестиклассниками, названы умения работать в группе, оценивать себя и других, самостоятельно разрабатывать оценочные листы, качественно выполнять творческие домашние задания.
Опыт работы учреждений по реализации программ опытно-экспериментальной работы представлен педагогической общественности на 4 межрегиональной научно-практической конференции "Школы ступеней: подросток в школе малого города" (ноябрь 2013), городской педагогической конференции "Достижения и перспективы развития муниципальной системы образования в городе Муравленко" (сентябрь 2013), участниками которых сделан экспертный вывод о том, что реализуемые программы подростковых школ способствуют решению главной задачи развития российского образования по созданию условий доступности качественного образования для всех детей, так как содержат элементы, позволяющие учитывать особенности современного поколения учащихся.
Создание условий, обеспечивающих выявление, поддержку и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Качественный скачок в развитии инновационных технологий повлек за собой потребность государства в людях, способных нестандартно решать новые задачи, вносить новое содержание во все сферы жизни общества.
В системе образования города ведется поэтапная работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей. В октябре 2013 года была утверждена муниципальная Модель, призванная систематизировать и развить накопленный опыт по работе с одаренными детьми. Одна из основных задача при этом - совершенствование образовательной среды и предоставление новых возможностей для проектирования индивидуального маршрута развития и проявления способностей каждого ребенка на всех этапах взросления.
На протяжении многих лет одним из основных мероприятий, позволяющих выявить одаренных обучающихся в различных предметных сферах, является всероссийская олимпиада школьников. В 2013 - 2014 учебном году 2370 учащихся 5 - 11 классов стали участниками школьного этапа олимпиады, 684 учащихся 7 - 11 муниципального. В региональном этапе город представили 35 школьников, 13 из которых стали победителями и призерами, 1 представил округ в заключительном этапе.
Особой площадкой для проявления и развития способностей детей в исследовательской и проектной деятельности являются городские исследовательские конференции "Цель творчества - познание идеи" (104 участника) - для обучающихся старшей школы и "Малая Академия" (109 участников) - для ребят начальной и основной школы. Ежегодно лучшие работы направляются для участия в окружной конференции "Ступень в будущее. Юниор", "Ступень в будущее". В 2013 году город представляли 13 учащихся Многопрофильного лицея, 8 из которых стали победителями и призерами. Достижение года - победа в секциях "Прикладная механика и компьютерные технологии в автоматизации и робототехнике. Физика и познание мира" и "Инженерные науки в техносфере настоящего и будущего" обучающихся Лицея Бойко Арины и Крючева Артема, которые стали обладателями Гранта Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа по итогам 2013 - 2014 учебного года.
Уникальной площадкой для проявления таланта в области технического творчества является образовательный консорциум "Технопарк", который действует в системе образования с 2012 года. В 2013 - 2014 учебном году в проект включились 100% образовательных организаций. С января 2014 года получены 2 Сертификата Академии наук авиации и воздухоплавания о великолепных знаниях по результатам участия в Международной Олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского (один учащийся принял участие в финале Олимпиады - Молодежном симпозиуме, г. Москва).
Особо значимым направлением в системе образования города является создание условий для проявления талантов и способностей детей в мероприятиях патриотической и оборонно-спортивной направленности. По итогам ежегодной окружной военно-спортивной игры "Командарм" команда г. Муравленко стала абсолютным победителем среди 9 команд. В четырнадцатом окружное открытом Первенстве ЯНАО по военно-прикладным видам спорта "Патриот" команда города заняла второе место среди 9 команд. В целях реализации военно-патриотического воспитания, подготовки учащихся к военной службе и в связи с празднованием 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в мае 2014 года проведена спартакиада по военно-прикладным видам спорта среди допризывной молодежи. По итогам соревнований в старшей возрастной группе команда 10 классов Многопрофильного лицея заняла второе место, 11 классов - третье место. В младшей возрастной группе победителем стала команда учащихся 7 - 9 классов Школы № 1 им. В.И. Муравленко.
Равный доступ к качественному образованию детей школьного возраста в городе обеспечивают 7 общеобразовательных школ. В системе образования города уже с 2006 года стала формироваться практика построения школ ступеней. Начало опыта - открытие Многопрофильного лицея, который на сегодняшний день является уникальным образовательным учреждением не только в Ямало-Ненецком автономном округе, но и в России. Особенность работы педагогического коллектива школы для старшеклассников: организация деятельности профильных отделений, обучение по индивидуальным учебным планам, использование лекционных, семинарских, дистанционных форм обучения, апробация курса "Технология исследования и проектирования", социальных практик и проб общественного участия, зачетная система, публичное представление результатов. "Перерождение" школ города в социокультурные центры совместной деятельности детей и взрослых позволило создать особую образовательную среду в каждой образовательной организации. В числе достижений - определение миссий подростковых школ: "Школа проб и выбора" (Школа № 1), содействие выбору школьниками разных видов деятельности через построение индивидуального маршрута, изменение образовательной среды согласно возрасту; "Школа РОста" (Школа № 2), реализация технологии развивающего обучения, обновление содержания, форм и методов образовательной деятельности; "Школа для всех и для каждого" (Школа № 3), создание социокультурного центра для подростков с разными образовательными возможностями и затруднениями; "Школа образовательных событий" (Школа № 4), самообразование в активной практической деятельности, освоение разных социальных ролей и отношений; "Отличная школа", развитие творческих способностей подростка для самоопределения себя в будущей образовательной траектории (Школа № 5).
Кроме того, осуществляется реализация ряда проектов федерального и регионального уровня: "Сетевая школа", "Кочевая школа", "Педагогические кадры Ямала".
В последние годы государством усилена социальная поддержка детей, передаваемых на воспитание в семью. В соответствии с законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляются выплаты на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), им оплачивается проезд к месту отдыха и обратно, возмещаются расходы по приобретению оздоровительных путевок. Дети данной категории имеют право на ряд льгот, предусмотренных законодательством, им гарантируется предоставление бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в муниципальном лечебном учреждении, в том числе проведение диспансеризации, регулярных медицинских осмотров.
Преимущественной формой семейного устройства в 2013 - 2014 годах в городе Муравленко, так же как и в предыдущие годы, являлась опека (попечительство). За 2013 год выявлено 23 ребенка, оставшихся без попечения родителей, за 2014 - 8 детей, все выявленные дети, оставшиеся без попечения родителей, устроены на воспитание в семью (опека (попечительство), усыновление. На учете в отделе опеки и попечительства состоят 64 подопечных ребенка (20 - дети-сироты, 6 детей переданы под опеку по согласию родителей, которые временно не могут исполнять родительские обязанности, 38 - социальные сироты). Большую часть составляют "социальные сироты" - дети, оставшиеся без попечения родителей из-за фактического устранения родителей от воспитания детей (лишение родительских прав), нахождения родителей в местах лишения свободы. За 2014 год: 2 родителей лишены родительских прав в отношении 2 детей, 2 - ограничены в родительских правах в отношении 6 детей.
Отмечается увеличение количества кандидатов в опекуны, усыновители (26 кандидатов). Средний возраст детей, которых готовы принять в семью, - от 0 до 3 лет (дети в основном прибывают из других регионов). Существует проблема семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 11 до 17 лет.
Впервые в городе создана приемная семья, в которую устроены четверо детей, оставшихся без попечения родителей (дети из одной семьи). Специалистами отдела опеки и попечительства организовано ознакомление жителей с информацией о детях, нуждающихся в семейном устройстве. Информация размещается в СМИ, официальных сайтах Управления образования и Администрации города. Ежедневно ведется прием и консультирование граждан по вопросам установления опеки (попечительства), усыновления. В настоящее время неустроенных детей, оставшихся без попечения родителей, на учете в отделе опеки и попечительства Управления образования нет.
Организована работа "Школы приемных родителей" на базе Муравленковского многопрофильного колледжа, квалифицированными специалистами проводятся тренинговые занятия по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка (в 2014 году 32 человека прошли обучение, 30 - получили положительные заключения).
Инновационное содержание образования, ориентированное на индивидуальный результат и прогресс каждого учащегося, требует обновления не только педагогических технологий, но и предполагает системную работу по повышению профессиональных компетенций и социального статуса педагогических работников.
Наращиванию профессиональных компетенций педагогов в течение года способствовала курсовая переподготовка, которая была обеспечена для 100% педагогов и руководителей учреждений, реализующих ФГОС в рамках договора о бесплатном обучении педагогов с Региональным институтом развития образования.
Неотъемлемой частью непрерывной системы повышения квалификации в вопросах введения ФГОС стали городские методические семинары, проводимые с участием ведущих российских ученых в области образования, а также конкурсы профессионального мастерства.
В 2014 году в деятельностном формате продолжена традиция проведения городского фестиваля "Педагогическая симфония", в которой приняли участие 19 педагогов школ и детских садов города. В ходе конкурсных испытаний педагогами апробировались образовательные технологии, позволяющие формировать универсальные учебные действия на всех уровнях образования, обсуждались условия для формирования образовательных результатов на этапе окончания школ ступеней, подходы к созданию возрастной образовательной среды. По итогам 2 педагога - Елена Гидаятова, воспитатель детского сада "Сказка", и Надежда Огуенко, учитель биологии Школы № 4, стали участниками окружных конкурсов педагогического мастерства "Воспитатель года Ямала-2014" и "Учитель года Ямала-2014" в г. Салехард, где Елена Гидаятова стала победителем.
В 2013 году была продолжена практика персонифицированной подготовки управленческих команд по теме "Современный образовательный менеджмент" в рамках реализации проекта "Директор-2020" в Высшей школе экономики (г. Москва). С сентября 2013 года участниками проекта стали 2 руководителя и 2 заместителя руководителя школ Муравленко.
Инновационная деятельность по апробации присвоения дополнительных педагогических квалификаций проводилась на региональных апробационных площадках в Школе № 1 и Многопрофильном лицее. Всего дополнительные педагогические квалификации были присвоены 3 педагогам, занимающимся исследовательской деятельностью и транслирующим педагогический опыт.
В 2013 году решалась задача привлечения педагогов в региональные сетевые сообщества, позволяющие изучать опыт лучших педагогов и образовательных учреждений региона. 10 преподавателей иностранного языка города Муравленко приняли участие в мероприятиях, проводимых Региональной общественной профессиональной организацией "Ямальская ассоциация преподавателей английского языка". 6 педагогов стали участниками мероприятий, проводимых региональными стажировочными площадками на базе образовательных учреждений гг. Ноябрьска, Нового Уренгоя, Пуровского района.
Продолжена работа по апробации новых форм презентации положительного опыта, обучения в формате сотрудничества "педагог - педагогу" на стажировочной площадке "Развитие логических универсальных учебных действий в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности" в Школе № 6. В 2014 году в стажировке принял участие 61 педагог, что на 20% больше, чем в 2012 г. (представители начальной и основной школы, детских садов, учреждений дополнительного образования). Впервые партнерами учителей стали родители обучающихся Школы № 6, приглашенные на отдельные мероприятия по выбору. Стажерам были предложены следующие форматы участия: внешний эксперт; практик и консультант; оппонент; респондент, единомышленник, советчик, собеседник.
Успешным в течение 10 лет является представление результатов деятельности педагогов на конкурсе лучших педагогов России, который проводится в рамках ПНПО "Образование". В 2014 году из 4 участников 1 обладатель Гранта Президента РФ, 2 - Гранта Губернатора ЯНАО.
Задачи привлечения молодых специалистов решались путем реализации мероприятий программы "Педагогические кадры Ямала". За 2013 год в школы города были трудоустроены 4 молодых специалиста, которые получили единовременное пособие. 11 педагогам, включенным в программу поддержки молодых специалистов, ежемесячно производились компенсационные выплаты.
В течение 2013 - 2014 года организована работа по реализации проекта "Новый учитель Ямала". 2 молодых педагога - Ольга Сковородина, учитель математики Многопрофильного лицея, и Яркиева Нина, учитель русского языка Школы № 4, получившие право на трудоустройство в школах города Муравленко в 2013 году, успешно защитили в г. Салехард индивидуальные проекты по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса в образовательных организациях города. В 2014 году первым в рейтинговой таблице конкурса "Новый учитель Ямала-2014" стал Пономарев Николай, учитель истории Школы № 4.
Одним из стимулов к проявлению профессиональной активности стал переход к эффективному контракту, который заключен с педагогами в образовательных организациях города и ориентирован на формирование заработной платы по результату работы.
Для сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессии обеспечено повышение заработной платы педагогов образовательных организаций общего, дошкольного и дополнительного образования. За 2014 год среднемесячная заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений составляет: 73 056 руб. (100,7% от целевых значений средней заработной платы 72 508 руб.); педагогических работников дошкольных образовательных учреждений - 61 560 руб. (106,3% от целевых значений средней заработной платы 57 915 руб.); педагогических работников учреждений дополнительного образования 47 539 руб. (103,7% от целевых значений средней заработной платы 45 854 руб.).
Необходимым для развития образования является создание комфортных и безопасных условий. Так, в 2013 году за счет средств окружного и муниципального бюджетов на обеспечение бесплатного питания школьников израсходовано 23,7 млн. рублей (2012 год - 26,0 млн. руб., 2011 год - 11,4 млн. руб.), за счет средств родителей приобретено питания на сумму 8,8 млн. рублей (2012 год - 7,7 млн. руб., 2011 год - 9,3 млн. руб.).
В 2012 - 2013 году бесплатным питанием в виде полноценных горячих завтраков были обеспечены все учащиеся школ города (все школьники обеспечены полноценными горячими завтраками, льготные категории учащихся получают физиологически полноценное двухразовое горячее питание - завтрак и обед). Уровень охвата школьников полноценным горячим питанием составляет: одноразовым - 100%, двухразовым - 57% (2013 год - 53,6%, 2012 год - 45%, 2011 год - 42%), что выше среднего показателя по ЯНАО (2013 год - 34%).
Разработаны и проводятся мероприятия по дальнейшему совершенствованию школьного питания, основные направления - повышение качества, увеличение охвата обучающихся полноценным двухразовым горячим питанием, улучшение условий для организации школьного питания через оснащение современным технологическим и холодильным оборудованием пищеблоков общеобразовательных учреждений; увеличение количества посадочных мест, приведение помещений обеденных залов и всех помещений школьных столовых в соответствие с требованиями санитарных правил и норм. Решение проблем организации школьного питания возможно в условиях реальной индустриализации школьного питания, перевода школьных столовых на комплексное снабжение полуфабрикатами высокой степени готовности, внедрения в практику принципиально новых технологий приготовления сбалансированных, физиологически обоснованных рационов питания.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Защита человека от негативных воздействий различного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны, при этом ключевая роль принадлежит образованию. Действенная система комплексной безопасности включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и безопасные условия обучения и труда, защиту от незаконного вторжения в личное и информационное пространство, формирование умений правильно оценивать внешние факторы, оперативно и адекватно реагировать на них. Все, что окружает человека во время его работы, учебы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому в системе образования города постоянно предпринимаются меры по обеспечению безопасности жизни детей и взрослых. Можно выделить два основных направления работы: обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях; организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для максимально комфортной жизнедеятельности.
Для создания безопасного пространства образовательных организациях в 2014 году проведены работы по приведению средств противопожарной защиты подведомственных образовательных учреждений в соответствие с изменениями в законодательстве, предусматривающими оборудование объектов автоматической системой пожарной сигнализации на сумму 1 484,09 млн. рублей. На огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли в Школе № 3 и Школе № 5 затрачено 946 тыс. рублей.
На 19 162,64 млн. рублей осуществлен текущий ремонт зданий образовательных организаций: ремонт кровли, ограждений кровли, туалетных комнат, замена сантехнического оборудования, приборов отопления, ремонт и замена ветхих сетей ТВС, теневых навесов, косметический ремонт помещений. Произведены работы по монтажу приточной вентиляции и утеплению цокольного этажа здания Центра технического творчества на сумму 1 767,73 млн. рублей. Осуществлен монтаж уличного освещения в ДС "Солнышко", Школе № 1 им. В.И. Муравленко на сумму 3 477,84 млн. рублей. В рамках капитального ремонта произведена реконструкция кровли ДС "Дельфин" на сумму 21 115,61 млн. рублей.
За счет средств муниципальной долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в образовательных учреждениях города Муравленко на 2010 - 2015 годы" произведена замена светильников в МБДОУ "ДС "Теремок" в количестве 104 штук на сумму 779 тыс. рублей.
Для обеспечения индивидуальной безопасности личности организована системная профилактическая работа по формированию умений детей и взрослых компетентно действовать в различных чрезвычайных ситуациях.
С января 2013 года во всех общеобразовательных организациях разработаны и согласованы с ГИБДД паспорта дорожной безопасности, на основании нормативных требований департамента образования ЯНАО.
С 2008 года в Центре технического творчества действует городской клуб юных инспекторов движения. Ежегодно команда клуба успешно представляет результаты своей деятельности на окружном конкурсе "Безопасное колесо", в 2014 году они стали призерами (3 место).
Юные инспекторы движения не только участвуют в конкурсном движении, но и являются активными организаторами акций и мероприятий по формированию умений безопасного поведения на дорогах. Ими проведены акции "Я не нарушаю ПДД" на маршрутах следования детей в школу и обратно; "В стране дорожных знаков", "Мы - юное поколение, за безопасность дорожного движения"; в рамках профилактического мероприятия "Внимание - дети!", "Внимание - каникулы!" (более 4000 участников). В преддверии праздничных дней и в период летних школьных каникул на оживленных участках дорог участники клуба выполняли патрулирование улиц совместно с сотрудниками ГИБДД, вручали памятки водителями и пешеходам (около 12 патрулирований); выступили с агитбригадами в школах и детских садах, перед детьми и родителями, в автотранспортных предприятиях города и в здании ГИБДД при оформлении и получении водительских удостоверений водителями.
С октября 2013 - 2014 учебного года в Учебном центре организовано обучение учащихся 5-х классов по программе дополнительного образование "Безопасность дорожного движения" в рамках проекта "Мы за БДД, пешеход, пассажир, велосипедист, водитель". В течение учебного года охват данной деятельностью составил 100% учащихся 5 классов всех школ города. Проект был представлен на международном конгрессе "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни" в сентябре 2014 года специалистами Учебного центра и вызвал интерес представителей системы ОМВД России.
За 2014 год в образовательных организациях проведены профилактические мероприятия с детьми с участием инспекторов ГИБДД: встречи, беседы, выступления, инструктажи, лекции, обучающие занятия, просмотры видеороликов - всего свыше 200 мероприятий.
В рамках августовского педагогического совещания была организована работа специальной тематической секции, где при участии заместителей специалистов всех образовательных организаций города с приглашением представителей городских структур (следственный комитет, ОДН, ГИБДД, Управление образования) были рассмотрены вопросы общей безопасности, дорожной безопасности, антитеррористической защищенности, пожарной безопасности.
С целью формирования умений безопасного поведения детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях (ЧС) в октябре 2014 года более 4000 обучающихся и 450 сотрудников общеобразовательных организаций города приняли участие во Всероссийской тренировке по гражданской обороне. В школах прошли радиолинейки, классные часы и специальные тематические занятия, просмотры слайдов, фильмов по обучению навыкам безопасного поведения в окружающей среде, на дороге, при пожаре, при ЧС. Оформлены и постоянно обновляются тематические стенды, выставки литературы. Около 250 учащихся 6 - 8 классов школ города посетили показательные выступления службы ЕДДС и МЧС города по условному тушению пожара, работе городского звена спасательной службы. Представители отдела надзорной деятельности МЧС России провели в школах занятия с демонстрацией обучающих видеороликов. Администрациями школ отработаны вопросы получения сигналов гражданской обороны, оповещения и сбора КЧС, специальных служб общеобразовательных организаций, разворачиванию пунктов временного размещения граждан в случае ЧС. В апреле 2014 года в школах города проведен "Всероссийский урок по "Основам безопасности жизнедеятельности" (более 4000 участников).
Более 500 родителей стали участниками родительских собраний по разъяснению Закона ЯНАО от 05.04.2010 № 40-ЗАО "О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
В рамках реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в ЯНАО на 2013 - 2018 годы. В марте - апреле 2014 года в образовательных организациях проведены совещания по организации профилактической работы, направленной на профилактику экстремизма, терроризма, сепаратизма среди несовершеннолетних. Школьники 5 - 9 классов стали участниками классных часов, которые провели педагоги обществознания, по разъяснению мер ответственности подростков за действия экстремистской направленности согласно законодательству РФ. Ежеквартально осуществляется проверка библиотечного фонда школ города на наличие литературы, вошедшей в Федеральный перечень запрещенных изданий.
С целью развития самостоятельности и открытости образовательных организаций в 2013 году в городе была продолжена работа по переходу на электронный документооборот. Произведена модернизация серверного оборудования для установки автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование", в Управлении образования внедрена система электронного документооборота и делопроизводства, сформирована единая сеть передачи данных между Управлением образования и подведомственными образовательными организациями, создан веб-портал "Образовательное пространство", апробируется система "Е-услуги". Ведется работа по внедрению программ "Электронный документооборот" и "Сетевой город" в деятельность образовательных организаций. С 2012 года учреждения перешли на пакет СПО, организовано участие в реализации программы "Электронный муниципалитет". 100% школ города перешли на электронные системы управления, в том числе на электронный дневник - 100% учреждений, электронный журнал - 100%, представляют некоторые образовательные услуги в электронном виде (запись в школу, ответы на обращения и т.д.) - 100% учреждений.
100% образовательных организаций действуют в рамках нормативного подушевого финансирования. Разработаны и выполняются муниципальные задания, в которых определены критерии и средства для реализации основных задач предоставления общедоступного и бесплатного общего образования.
С целью создания условий для наибольшей открытости деятельности образовательных организаций и Управления образования действуют официальные сайты, где размещается информация об образовательных событиях и мероприятиях, содержании и результатах образования, изменениях в законодательстве и многое другое.
Статистика посещения сайтов является косвенным подтверждением наличия или отсутствия интереса к размещаемым информационным продуктам. На сегодняшний день ежемесячная посещаемость официального сайта Управления образования составляет в среднем более 11 000 раз.
В своей информационной деятельности образовательные организации ориентируются на запросы и интересы детей, родителей. Актуальные вопросы образования обсуждаются в ходе проведения пресс-конференций и прямых эфиров с участием СМИ.
Значимым для системы образования города является участие общественности в различных мероприятиях, направленных на повышение уровня качества образования. В 100% образовательных организаций в разработке образовательных программ, активное участие приняли представители Советов учреждений, родительской общественности. Органы общественно-государственного управления участвуют также в формировании планов финансово-экономической деятельности.
Продолжена практика проведения конкурса проектов по организации деятельности органов государственно-общественного управления (Советов учреждений). В 2013 году в конкурсе приняли участие представители 7 Советов. Были представлены проекты по развитию направлений воспитательной компоненты.
В 2014 году продолжалась работа по внедрению современных организационно-правовых форм учреждений образования, 3 учреждения дополнительного образования продолжили деятельность в статусе автономных, 10 детских садов, 7 школ действуют в статусе бюджетных.
В автономных образовательных организациях действуют Наблюдательные советы, которым ежеквартально представляются результаты по исполнению планов финансово-хозяйственной деятельности и муниципальных заданий. Это способствовало в течение учебного года открытости, публичности и общественному управлению развитием образовательных организаций.
С целью общественного контроля представители родительской общественности стали участниками различных процедур независимой оценки качества образовательных услуг и результатов. Ежегодно родители, представители общественности становятся активными участниками семинаров, конференций, процедур ЕГЭ, ГИА, что позволяет вовлекать в управление образовательным процессом основных заказчиков образовательных услуг. В 2013 году апробировано общественное наблюдение за ходом проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.
Более 40 независимых экспертов из числа городской общественности и Городского родительского совета принимали участие в экспертизе компетентностных уроков, которые прошли в рамках единой недели открытых уроков. Для родительской общественности были организованы и проведены круглые столы и городские родительские собрания по вопросам введения ФГОС, проекта по модернизации образования. Участниками мероприятий стали более 1450 родителей учащихся 1 - 11 классов.
100% образовательных организаций представили результаты деятельности за учебный год в форме Публичного доклада руководителя образовательной организации в рамках проведения ежегодного конкурса Публичных докладов.
Основные направления развития
Современные изменения в мире преобразовали школу: она стала местом организации образовательной деятельности, а не просто местом обучения. Школа ориентируется на неисчерпаемый образовательный ресурс вне школы, учитель сегодня - не транслятора знаний, а тьютор, направляющий и сопровождающий школьника по пути индивидуального развития. Сами знания тоже перестают делиться на четко выраженные учебные предметы, а для успешной реальной деятельности чаще всего недостаточно только знаний и навыков, требуются новые образовательные результаты.
Чтобы в будущей профессиональной деятельности стать успешным, сегодня школьнику важно научится не только решать задачи по образцу, а решать задачи, которые требуют реконструировать условие, переформулировать вопрос, находить дополнительные данные, извлекать нужную информацию из составного (часто неучебного) текста, отвечать на вопросы, которые требует соотнести информацию с одним из представленных текстов, устанавливать требуемый уровень точности ответа; презентовать полученный результат. Компетентным является человек, который способен разрешать нестандартные, значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности, опыт и т.д.
Сегодня на первый план выдвигаются проблемы оценки и управления качеством образования. Контроль и оценка зависят от степени использования объективных данных о результатах, состоянии и тенденциях развития, о динамике качества образования. В рамках муниципальной системы оценки качества образования в целях изучения индивидуальных образовательных достижений обучающихся, реализации комплексных мер по повышению качества образования продолжен опыт проведения исследований предметных и метапредметных умений с участием независимых экспертов.
Планируется продолжить опыт проектного управления, предоставление образовательных услуг в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, комплексная поддержка социально незащищенных групп населения, а также поддержка педагогических кадров в рамках исполнения Указов Президента РФ.
Наиболее значимой проблемой остается развитие профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров образовательных организаций.


------------------------------------------------------------------