Постановление Законодательного Собрания ЯНАО от 17.12.2015 N 211 "Об обращении к Министру сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачеву по вопросу передачи полномочий по оперативному перераспределению квот на добычу водных биоресурсов во внутренних водоемах на уровень субъектов Российской Федерации"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2015 г. № 211
ОБ ОБРАЩЕНИИ К МИНИСТРУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ А.Н. ТКАЧЕВУ ПО ВОПРОСУ ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЙ
ПО ОПЕРАТИВНОМУ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЮ КВОТ НА ДОБЫЧУ ВОДНЫХ
БИОРЕСУРСОВ ВО ВНУТРЕННИХ ВОДОЕМАХ НА УРОВЕНЬ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассмотрев обращение к Министру сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачеву по вопросу передачи полномочий по оперативному перераспределению квот на добычу водных биоресурсов во внутренних водоемах на уровень субъектов Российской Федерации, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Принять обращение к Министру сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачеву по вопросу передачи полномочий по оперативному перераспределению квот на добычу водных биоресурсов во внутренних водоемах на уровень субъектов Российской Федерации (прилагается).
2. Направить настоящее Постановление и указанное обращение Министру сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачеву, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ю.В. Неелову, А.М. Ермакову, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Д.О. Хороля, Г.П. Ледкову.
3. Предложить членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ю.В. Неелову, А.М. Ермакову, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Д.О. Хороля, Г.П. Ледкову оказать содействие в рассмотрении обращения.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера (М.Ш. Абдрахманов).
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
С.М.ЯМКИН
ОБРАЩЕНИЕ
К МИНИСТРУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. ТКАЧЕВУ ПО ВОПРОСУ ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОПЕРАТИВНОМУ
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЮ КВОТ НА ДОБЫЧУ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ
ВО ВНУТРЕННИХ ВОДОЕМАХ НА УРОВЕНЬ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уважаемый Александр Николаевич!
Депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа крайне обеспокоены ситуацией, сложившейся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) в сфере рыболовства.
Рыболовство является одним из видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, которое занимает одно из ведущих мест в агропромышленном комплексе автономного округа. В автономном округе уделяется огромное внимание развитию данной отрасли, но существуют сдерживающие факторы, влияющие на ее развитие.
При разработке Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) его основные положения и нормы устанавливались исходя из необходимости урегулирования отношений в сфере морского рыболовства. Однако в отношении рыбопромыслового использования пресноводных водоемов нормы указанного Закона оказались избыточными, чрезмерно усложняющими организацию рыболовства в этих водоемах.
В рамках Закона о рыболовстве распределение промышленных квот в пресноводных водных объектах осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Квоты добычи между рыбодобывающими организациями распределяются по соответствующему виду водных биоресурсов и району добычи (вылову). Переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому путем отчуждения осуществляется на основании договора, заключаемого по результатам аукциона, который проводит федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства. Рыбодобывающие организации, освоившие доведенные квоты на сиговые виды рыб в полном объеме и имеющие возможность увеличения добычи водных биоресурсов сверх лимита в связи с благоприятной промысловой обстановкой, находятся вне правового поля, так как квоты добычи закреплены за другими рыбодобывающими организациями, у которых в силу природных факторов данные виды рыб отсутствуют, и в этой связи происходит неосвоение квот. Так, по итогам 2014 года освоение квот составило 80%, в 2013 году - 80%, в 2012 году - 75%, то есть наблюдается неосвоение квот добычи водных биоресурсов на 20% ежегодно, основные промысловые виды водных биоресурсов используются неэффективно. Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Эффективное использование основных промысловых видов водных биологических ресурсов является одним из условий решения поставленных Стратегией задач комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, куда целиком входит территория Ямало-Ненецкого автономного округа, улучшения качества жизни коренного населения.
На сегодняшний день по различным причинам часть договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов расторгнуто. В связи с этим незакрепленными оказались доли квот по многим видам водных биологических ресурсов, и при распределении общих допустимых уловов, выделенных на водоемы Ямало-Ненецкого автономного округа, часть квоты остается нераспределенной. При этом с 2008 года Росрыболовством не проведено ни одного аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора пользования водными ресурсами для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации (промышленные квоты пресноводных водных объектов). Существующая система перераспределения квот добычи не дает возможности оперативного регулирования рыболовства в отношении сиговых видов рыб и затрудняет организацию рыболовства и освоение доведенных до субъекта Российской Федерации квот добычи. Предприятия недолавливают квотируемую рыбу ежегодно на 20 - 30%, а рыбаки, в основном представители коренных малочисленных народов Севера, теряют в заработной плате.
Указанная проблема требует скорейшего разрешения.
Одним из вариантов ее разрешения представляется реализация положений части 2 статьи 78 Конституции Российской Федерации, согласно которым федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
На основании пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, данному Федеральному закону и другим федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 26.8 Федерального закона № 184-ФЗ соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ) в качестве организатора аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора пользования водными биоресурсами выступает федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства или на основании договора с ним специализированная организация.
В этой связи, учитывая данные положения, предлагаем рассмотреть возможность передачи части полномочий федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, предусмотренных частью 2 статьи 38 Федерального закона № 166-ФЗ в отношении промышленных квот пресноводных водных объектов, органам исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по соглашению.
Также в качестве альтернативного варианта просим высказать свою позицию относительно возможности реализации законодательной инициативы Ямало-Ненецкого автономного округа по внесению изменений в статью 38 Федерального закона № 166-ФЗ в части закрепления за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий федерального органа исполнительной власти в области рыболовства по проведению аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации.
Надеемся на Ваше понимание и поддержку.
------------------------------------------------------------------