По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Правительства ЯНАО от 25.09.2015 N 912-П "Об основных направлениях налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 - 2018 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2015 г. № 912-П

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2016 - 2018 ГОДЫ

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2008 года № 2-ЗАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 - 2018 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.

Вице-губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
И.Б.СОКОЛОВА





Утверждены
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 25 сентября 2015 года № 912-П

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
НА 2016 - 2018 ГОДЫ

I. Общие положения

Основные направления налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) на 2016 - 2018 годы подготовлены в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2008 года № 2-ЗАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе".
Основные направления налоговой политики автономного округа на 2016 - 2018 годы подготовлены на основе федерального и регионального законодательства в рамках составления проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период, с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2015 - 2017 годы.
При разработке основных направлений налоговой политики автономного округа учтены основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности автономного округа.
Основные направления налоговой политики автономного округа содержат анализ законодательства Российской Федерации и автономного округа о налогах и сборах, а также предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты автономного округа.
Предложения по совершенствованию законодательства автономного округа о налогах и сборах, изложенные в основных направлениях налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории автономного округа.

II. Итоги налоговой политики автономного округа
в 2014 году и в начале 2015 года

Основными налогами, формирующими доходную часть консолидированного бюджета автономного округа, на протяжении последних лет являются налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и налог на доходы физических лиц. В 2014 году доходы от поступления этих налогов составили 87,9% всего объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа.
Всего в 2014 году в консолидированный бюджет автономного округа поступило 122,9 млрд. рублей налоговых платежей. По сравнению с предыдущим годом наблюдается рост налоговых поступлений на 14,9%, в первую очередь за счет увеличения доходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций.
В целях привлечения инвестиций в экономику автономного округа организациям, реализующим крупные инвестиционные проекты на территории автономного округа, предоставляется государственная поддержка в виде установления пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций. В 2014 году право на применение пониженных налоговых ставок было предоставлено 13 организациям.
За счет реализации инвестиционных проектов, реализуемых этими налогоплательщиками, с учетом предоставленных налоговых льгот, поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет автономного округа составили 15,4 млрд. рублей. Всего в процессе реализации приоритетных инвестиционных проектов создано 2 929 новых рабочих мест, в том числе в 2014 году - 829.
В 2014 году и начале 2015 года в законодательство автономного округа о налогах и сборах были внесены изменения, направленные на создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, являющейся драйвером экономического роста и увеличения налогового потенциала автономного округа.
От уплаты налога на имущество организаций освобождены лизинговые компании, зарегистрированные на территории автономного округа, осуществляющие инвестирование средств на приобретение техники на газомоторном топливе для последующей передачи в лизинг организациям, зарегистрированным на территории автономного округа.
Кроме того, продлено действие льготы по налогу на имущество организациям в отношении газовых распределительных сетей, введенных в эксплуатацию после 01 января 2012 года и предназначенных для транспортировки газа в труднодоступные населенные пункты на территории автономного округа.
При этом, учитывая принципы, закрепленные в основных направлениях бюджетной и налоговой политики автономного округа на 2015 - 2017 годы, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 30 октября 2014 года № 861-П, указанные льготы по налогу на имущество организаций установлены на временной основе. Решение об их пролонгации будет приниматься по итогам проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот.
В целях развития предпринимательской инициативы в автономном округе и поддержки малого и среднего бизнеса, для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, установлена налоговая ставка в размере 0% в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах. Право на применение нулевой налоговой ставки действует до 01 января 2021 года.
В 2014 году был принят Закон автономного округа от 27 октября 2014 года № 83-ЗАО "Об установлении единой даты начала применения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", который позволил органам местного самоуправления своевременно принять соответствующие решения о переходе к новому порядку исчисления налога в каждом муниципальном образовании в автономном округе.
Таким образом, с 01 января 2015 года автономный округ в числе 28 субъектов Российской Федерации установил новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также иностранные организации в отношении объектов недвижимого имущества, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, перешли на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В соответствии с принятыми поправками в Налоговый кодекс Российской Федерации, в законы автономного округа о транспортном налоге и патентной системе налогообложения были внесены соответствующие изменения в целях приведения нормативных правовых актов автономного округа в соответствие с федеральным законодательством.
Продолжена практика проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот по налогам, подлежащим зачислению в окружной бюджет. По состоянию на 01 января 2015 года законами автономного округа установлено 27 налоговых льгот в виде освобождения от уплаты налога либо установления пониженных налоговых ставок по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций и транспортному налогу. Налоговые льготы предоставлялись субъектам инвестиционной деятельности, государственным и муниципальным учреждениям, предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории автономного округа. В 2014 году налоговыми льготами воспользовалось 705 организаций.
Выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные применением налоговых льгот, фактически являются налоговыми расходами бюджета соответствующего уровня.
Анализ налоговых расходов представляет собой анализ всех ранее принятых решений в области налоговой политики в области предоставления налоговых льгот.
Оценка эффективности льгот по налогам, подлежащим зачислению в окружной бюджет, проводится в автономном округе начиная с 2010 года. Согласно проведенному анализу налоговые расходы окружного бюджета в результате предоставления налоговых льгот и пониженных налоговых ставок в 2014 году увеличились в 4 раза по сравнению с 2010 годом.
Значительный рост выпадающих доходов окружного бюджета обусловлен в первую очередь предоставлением налоговых льгот организациям, реализующим крупные инвестиционные проекты на территории автономного округа, а также освобождением от уплаты налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей необщего пользования, предназначенных для создания транспортной инфраструктуры в целях освоения месторождений полуострова Ямал.

Налоговые расходы окружного бюджета в 2010 - 2014 годах
по видам налогов, млн. рублей

Налог
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
1
2
3
4
5
6
Налог на имущество организаций
1492,8
1621,6
4401,6
4700,6
5349,7
Налог на прибыль организаций
0,0
1843,5
2130,2
1074,6
1289,5
Транспортный налог
251,3
177,1
247,1
239,7
258,1
Итого
1744,1
3642,2
6778,9
6014,9
6897,3
В % к доходам окружного бюджета
2,1
3,2
5,6
5,3
5,0

Наиболее крупными налоговыми расходами окружного бюджета в 2014 году, на которые приходится 90,9% всей суммы предоставленных налоговых льгот и которые составляют 4,4% доходов окружного бюджета, являются:
- применение организациями, реализующими крупные инвестиционные проекты на территории автономного округа, пониженных налоговых ставок по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций (1,6% доходов окружного бюджета);
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей необщего пользования (1,6% доходов окружного бюджета);
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, находящегося в собственности автономного округа и (или) муниципальных образований в автономном округе (1,2% доходов окружного бюджета).
По результатам проведения оценки эффективности налоговых льгот с 01 января 2016 года будет отменена льгота по налогу на имущество организаций в отношении поисково-разведочных скважин и скважин глубокого бурения, находящихся в собственности автономного округа.
Кроме того, были внесены изменения в формулировку льготы по налогу на имущество организаций, предоставленной организациям и учреждениям социально-культурной сферы.

III. Основные направления налоговой политики автономного
округа на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов

Приоритетом Правительства автономного округа в области налоговой политики в средне- и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы.
В трехлетней перспективе налоговая политика автономного округа будет направлена на увеличение доходной части консолидированного бюджета автономного округа, стимулирование инвестиционной деятельности, диверсификацию и поддержку отдельных отраслей экономики, а также сохранение льгот отдельным категориям налогоплательщиков.
В 2016 - 2018 годах будет продолжена реализация основных целей и задач налоговой политики, предусмотренных в предыдущие годы. Внесение значительных изменений в законодательство автономного округа о налогах и сборах, в первую очередь в части увеличения налоговой нагрузки на экономику, в среднесрочном периоде не предполагается. Повышение ставок по региональным налогам не планируется. Вместе с тем в ближайшие три года будет продолжена работа по оптимизации налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством автономного округа, с целью повышения их эффективности.
При формировании основных направлений налоговой политики учтены новации федерального законодательства о налогах и сборах, принятые в текущем году и планируемые к реализации в среднесрочном периоде, а также результаты оценки эффективности налоговых льгот, установленных законодательством автономного округа, за 2014 год.
В 2016 - 2018 годах налоговая политика автономного округа будет реализовываться по следующим основным направлениям.
1. Стимулирование инвестиционной деятельности.
Создание условий для стимулирования инвестиционной активности участников экономической деятельности в регионе является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти автономного округа.
В среднесрочной перспективе будут сохранены льготы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, включенных в перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории автономного округа. Поддержка проектов на стадии их реализации позволяет после запуска производства и выхода на проектную мощность обеспечить поступление дополнительных налоговых платежей в консолидированный бюджет автономного округа.
В целях развития инвестиционной активности для участников региональных инвестиционных проектов на федеральном уровне планируется предоставление субъектам Российской Федерации права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в региональный бюджет, для вновь создаваемых предприятий промышленности ("гринфилдов"), осуществляющих капитальные вложения.
После принятия соответствующего федерального закона следует проанализировать целесообразность установления пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в окружной бюджет, в отношении участников региональных инвестиционных проектов. В случае принятия решения о реализации данного механизма государственной поддержки на территории автономного округа необходимо определить размер пониженной ставки налога и срок ее применения.
2. Налогообложение малого и среднего предпринимательства.
В среднесрочной перспективе будет продолжено содействие дальнейшему развитию субъектов малого и среднего предпринимательства с целью их вовлечения в развитие экономики и увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет автономного округа.
В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, направленные на снижение налоговой нагрузки на экономические субъекты, применяющие специальные налоговые режимы, в том числе путем возможности установления пониженных налоговых ставок, предоставления "налоговых каникул".
С учетом принятых в текущем году изменений, органам государственной власти автономного округа в среднесрочной перспективе необходимо:
1) установить экономически обоснованные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по дополнительным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых предоставлено право применения патентной системы налогообложения;
2) рассмотреть целесообразность распространения применения двухлетних "налоговых каникул" по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;
3) рассмотреть возможность снижения ставки налога (либо установления дифференцированных ставок) для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Представительным органам муниципальных образований предоставлено право снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности. Органам местного самоуправления в автономном округе следует проанализировать применение специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход на территории соответствующего муниципального образования и при необходимости предусмотреть установление дифференцированных налоговых ставок.
3. Налогообложение имущества физических лиц.
С 01 января 2015 года в автономном округе имущество физических лиц облагается исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. В целях формирования актуальной налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу необходимо продолжить проводимую совместно с налоговыми и регистрирующими органами работу по полноте учета объектов недвижимого имущества.
В этой связи усиливается роль действующей в настоящее время межведомственной рабочей группы по повышению роли имущественных налогов в бюджетах муниципальных образований в автономном округе.
4. Налогообложение доходов физических лиц.
Главой 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2016 года субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения доходов от продажи объектов недвижимого имущества в целях исчисления налога на доходы физических лиц.
Законом субъекта Российской Федерации вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества может быть уменьшен:
1) минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества для применения права на освобождение от налогообложения доходов от продажи указанного имущества;
2) размер понижающего коэффициента в случае, если доходы от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта.
В среднесрочной перспективе в автономном округе не предполагается снижение минимального срока владения объектом недвижимого имущества и размера понижающего коэффициента. Указанные показатели будут применяться при расчете налога на доходы физических лиц в размерах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации.
5. Поддержка отдельных отраслей экономики.
В целях реформирования жилищно-коммунального комплекса автономного округа на основе государственно-частного партнерства и сдерживания роста расходов ресурсоснабжающих организаций, включаемых в тарифы на энергоресурсы, предлагается рассмотреть вопрос об освобождении от уплаты налога на имущество организаций налогоплательщиков - в отношении объектов инженерной инфраструктуры, используемых для осуществления регулируемых видов деятельности, независимо от формы собственности организаций-владельцев.
В рамках развития собственного производства пищевых продуктов на территории автономного округа будет рассмотрено предложение о предоставлении льготы по налогу на имущество организаций предприятиям, основным видом деятельности которых является переработка мяса и мясной продукции.
Кроме того, будет рассмотрен вопрос предоставления льготы по налогу на имущество организаций государственным и муниципальным учреждениям, деятельность которых отнесена к деятельности в области информации и связи.
Учитывая основополагающие подходы к установлению налоговых льгот, предлагается ввести перечисленные льготы на ограниченный промежуток времени, но не более 5 лет.
6. Оптимизация налоговых льгот.
В 2016 - 2018 годах будет продолжена практика проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных (планируемых к предоставлению) в соответствии с законодательством автономного округа.
Новые налоговые льготы необходимо устанавливать на ограниченный период времени, а решения об их пролонгации следует принимать с учетом результатов анализа их эффективности. Кроме того, принятие новой льготы должно сопровождаться определением "источника" для такого решения, в том числе за счет отмены неэффективных льгот.
Оценка эффективности льгот по налогам, подлежащим зачислению в окружной бюджет, за предыдущие периоды свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства автономного округа о налогах и сборах. В первую очередь пересмотру должны быть подвергнуты налоговые льготы, не оказывающие влияние на стимулирование экономического роста и (или) не имеющие социального эффекта, а также невостребованные льготы, которыми в течение более 3 лет не воспользовался ни один налогоплательщик.


------------------------------------------------------------------