Закон ЯНАО от 01.12.2015 N 104-ЗАО "Об укреплении гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в Ямало-Ненецком автономном округе"
1 декабря 2015 года N 104-ЗАО
------------------------------------------------------------------
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ЗАКОН
ОБ УКРЕПЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА,
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ
В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Принят Законодательным Собранием
Ямало-Ненецкого автономного округа
25 ноября 2015 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с подпунктом 20.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" регулирует общественные отношения в сфере укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ).
Статья 2. Основные понятия
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) гражданское единство в автономном округе - состояние общественных отношений, характеризующееся высокой степенью согласованности индивидуальных и коллективных интересов, основанное на признании и защите равноправия, гражданской активности населения автономного округа, стремлении к взаимопомощи и объединению усилий на решение общих проблем;
2) гражданственность - морально-нравственное качество личности, основанное на любви и уважении к своей Родине, ее истории, патриотическом воспитании, осознании своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации и признании неразрывности личных и общественных интересов;
3) межнациональное и межконфессиональное согласие в автономном округе - состояние общественных отношений в автономном округе, характеризующееся уважением прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, национальной и религиозной терпимостью, уважительным отношением к языкам, традициям и культуре других народов;
4) патриотическое воспитание - деятельность по формированию у граждан патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 3. Правовая основа деятельности по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе
Правовую основу деятельности по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной закон) автономного округа, настоящий Закон, иные законы и нормативные правовые акты автономного округа, муниципальные нормативные правовые акты.
Статья 4. Основные направления деятельности по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе
Деятельность по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе осуществляется по следующим основным направлениям:
1) воспитание гражданственности, укрепление духовно-нравственных основ мировоззрения населения автономного округа, патриотическое воспитание;
2) развитие правовой грамотности, правосознания и правовой культуры населения автономного округа;
3) поддержка и развитие гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина и социально-экономическое развитие автономного округа (далее - гражданские инициативы);
4) предотвращение любых форм ограничения прав человека и гражданина и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и профилактика межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов;
5) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории автономного округа, их языков и культуры, защита прав национальных меньшинств;
6) социальная и культурная адаптация мигрантов на территории автономного округа;
7) информационное и научно-методическое обеспечение деятельности по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе;
8) совершенствование государственного управления в сфере укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе.
Статья 5. Субъекты, осуществляющие деятельность по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе
К субъектам, осуществляющим деятельность по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе, относятся:
1) органы государственной власти автономного округа, государственные органы автономного округа;
2) Уполномоченный по правам человека в автономном округе;
3) органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе;
4) координационные и совещательные органы по вопросам укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, созданные органами государственной власти автономного округа;
5) Общественная палата автономного округа;
6) граждане и организации.
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
АВТОНОМНОГО ОКРУГА В СФЕРЕ УКРЕПЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА,
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ
В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания автономного округа в сфере укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе
Законодательное Собрание автономного округа:
1) осуществляет законодательное регулирование общественных отношений в сфере укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе;
2) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов автономного округа, регулирующих общественные отношения в сфере укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе;
3) осуществляет иные полномочия в сфере укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 7. Полномочия Правительства автономного округа в сфере укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе
Правительство автономного округа:
1) осуществляет проведение государственной политики в сфере укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе;
2) определяет полномочия исполнительных органов государственной власти автономного округа в целях реализации основных мер по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе;
3) принимает нормативные правовые акты в сфере укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе;
4) утверждает и обеспечивает реализацию государственных программ автономного округа, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, патриотическое воспитание в автономном округе;
5) осуществляет иные полномочия в сфере укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Глава 3. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА,
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ
В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Статья 8. Основные меры, направленные на воспитание гражданственности, укрепление духовно-нравственных основ мировоззрения населения автономного округа, патриотическое воспитание
В целях воспитания гражданственности, укрепления духовно-нравственных основ мировоззрения населения автономного округа, патриотического воспитания осуществляются следующие основные меры:
1) популяризация идей гражданской ответственности, целостности и независимости Российской Федерации;
2) воспитание уважительного отношения к истории России и автономного округа, государственным символам Российской Федерации и символам автономного округа;
4) разработка и реализация проектов, посвященных памятным датам отечественной истории и культуры;
5) содействие в организации и деятельности патриотических клубов, поисковых объединений и историко-краеведческих организаций;
6) организация и развитие добровольческого (волонтерского) движения в автономном округе;
7) иные меры, направленные на воспитание гражданственности, укрепление духовно-нравственных основ мировоззрения населения автономного округа, патриотическое воспитание, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 9. Основные меры, направленные на развитие правовой грамотности, правосознания и правовой культуры населения автономного округа
В целях развития правовой грамотности, правосознания и правовой культуры населения автономного округа осуществляются следующие основные меры:
1) пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств;
2) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;
3) разработка учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
4) обеспечение граждан бесплатной юридической помощью в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа;
5) иные меры, направленные на развитие правовой грамотности, правосознания и правовой культуры населения автономного округа, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 10. Основные меры, направленные на поддержку и развитие гражданских инициатив
В целях поддержки и развития гражданских инициатив осуществляются следующие основные меры:
1) сбор и обработка информации о гражданских инициативах, организация и проведение гражданских форумов, осуществляемые в соответствии с Законом автономного округа от 29 ноября 2006 года № 81-ЗАО "Об Общественной палате Ямало-Ненецкого автономного округа";
2) поддержка молодежных инициатив по направлениям и формам, предусмотренным Законом автономного округа от 25 сентября 2009 года № 70-ЗАО "О молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе";
3) рассмотрение общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива";
4) иные меры, направленные на поддержку и развитие гражданских инициатив, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 11. Основные меры, направленные на предотвращение любых форм ограничения прав человека и гражданина и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и профилактику межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов
В целях предотвращения любых форм ограничения прав человека и гражданина дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и профилактики межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов осуществляются следующие основные меры:
1) противодействие экстремизму, социальной, национальной и религиозной нетерпимости;
2) сбор и анализ информации о ситуации в сфере межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе;
3) иные меры, направленные на предотвращение любых форм ограничения прав человека и гражданина и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и профилактику межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 12. Основные меры, направленные на сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории автономного округа, их языков и культуры, защиту прав национальных меньшинств
В целях сохранения и развития этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории автономного округа, их языков и культуры, защиты прав национальных меньшинств осуществляются следующие основные меры:
1) поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации;
2) поддержка языков народов Российской Федерации, проживающих на территории автономного округа;
3) организация и проведение конкурсов, фестивалей, выставок и иных мероприятий, направленных на сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории автономного округа, их языков и культуры;
4) иные меры, направленные на сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории автономного округа, их языков и культуры, защиту прав национальных меньшинств, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 13. Основные меры, направленные на социальную и культурную адаптацию мигрантов на территории автономного округа
В целях социальной и культурной адаптации мигрантов на территории автономного округа осуществляются следующие основные меры:
1) проведение обучающих занятий с работодателями, с представителями общественных объединений и иных организаций, созданных для защиты интересов национальных групп в автономном округе, по вопросам регулирования миграционных процессов и соблюдения мигрантами федерального законодательства и законодательства автономного округа;
2) разработка и распространение среди мигрантов, находящихся на территории автономного округа, информационных материалов с рекомендациями по социальной и культурной адаптации;
3) внедрение образовательных программ для детей-мигрантов;
4) иные меры, направленные на социальную и культурную адаптацию мигрантов на территории автономного округа, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 14. Основные меры, направленные на информационное и научно-методическое обеспечение деятельности по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе
В целях информационного и научно-методического обеспечения деятельности по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе осуществляются следующие основные меры:
1) организация распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ и иной информации, способствующей формированию духовной и культурной общности населения автономного округа, патриотизма, посвященной распространению идеи укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе;
2) размещение информации о деятельности по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия на официальных сайтах органов государственной власти автономного округа в сети Интернет;
3) подготовка, издание и распространение сборников социологических, научно-публицистических и методических материалов, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе;
4) проведение научных исследований, научно-практических конференций и разработка на их основе рекомендаций для органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе и общественных организаций;
5) повышение квалификации работников сфер средств массовой информации в целях повышения качества информационного обеспечения деятельности по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе;
6) иные меры, направленные на информационное и научно-методическое обеспечение деятельности по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 15. Основные меры, направленные на совершенствование государственного управления в сфере укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе
1. В целях совершенствования государственного управления в сфере укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе могут осуществляться профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих автономного округа, занимающихся вопросами укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе.
2. Органы государственной власти автономного округа могут создавать координационные и совещательные органы по вопросам укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе.
Цели, задачи, порядок создания и деятельности координационных и совещательных органов по вопросам укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе определяются органами государственной власти автономного округа, принимающими решения о создании соответствующих координационных и совещательных органов.
3. Органы государственной власти автономного округа обеспечивают развитие законодательства автономного округа и принимают иные меры по совершенствованию государственного управления в сфере укрепления гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия в автономном округе, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
г. Салехард
1 декабря 2015 года
№ 104-ЗАО
------------------------------------------------------------------